Велосипедная трансмиссия, что это такое? Из каких компонентов состоит?
Представьте себе коробку передач автомобиля, так вот, велосипедная трансмиссия это примитивная версия МКПП.
Из чего же в большинстве случаев состоит трансмиссия?
1. Переключатели на руле, это могут быть: манетки, ревошифтеры, моноблоки, дуалконтролы
2. Передний переключатель передач
.
4. Каретка
7. Цепь
Мы видим, что в трансмиссию входит множество отдельных агрегатов, и каждый из них зависим друг от друга не только в плане качественной работы трансмиссии как единого узла, но и в обслуживании её согласно регламенту.
Что же можно выделить из всего списка как основное? Это переключатели, которые установлены на руле, именно от них на 70% зависит качество и точность работы вашей трансмиссии, потому что внутри всех таких переключателей находится механизм, который задаёт шаг переключения цепи по звездам. Соответственно, чем дороже такие переключатели, тем качество и точность изготовления, а значит и долговечность намного выше. Например, если разобрать переключатель типа RevoShift, то мы увидим, что внутри у него все элементы пластиковые и подвержены естественному износу, более того, если не следить за состоянием тросиков и рубашек - заржавели, попала грязь или еще как-либо затрудняется ход тросика, то такой переключатель выйдет из строя довольно быстро. Если брать во внимание манетки и моноблоки, то начиная со среднего сегмента, все шестерни выполняются из легких и прочных металлов, либо же из очень прочного пластика, плюс сам механизм выполнен так, что на него приходится минимальная нагрузка.
На сегодняшний день в мире есть только два основных производителя велосипедных трансмиссий (и не только) это SHIMANO и SRAM. Помимо них, конечно, существуют и менее известные производители, например, MICROSHIFT.
Отдельная тема для разговора это переключатели, звезды, цепи, шатуны, и т. д. китайского подвального производства, таких как SUNRUN или YUANDA, не хочется уделять этому много внимания, можно лишь сказать, что даже самый дешевый элемент трансмиссии от производителя sram или shimano будет в несколько раз лучше и долговечнее работать чем дорогой китайский.
Поговорим об обслуживании трансмиссии и его интервале.
Цепь, кассета (или трещотка), ролики заднего переключателя, передние звезды, тросики и рубашки – это всё, предметы естественного износа, которые рано или поздно придётся заменить, если, конечно, вы хотите получать удовольствие от катания, а не негодование от того, что у вас в тот или иной раз простреливает цепь или не переключаются передачи.
- Цепь – у каждого производителя свой регламент по обслуживанию и замене, но мы будем отталкиваться от опыта нашей веломастерской ВелоБуча. 7-8-9ти скоростную цепь, если трансмиссию не мыть, требуется менять каждые 650-800км, если следить за тем, чтобы Ваша цепь была чистой и смазанной, то она прослужит около 1000км. Менять цепь рекомендуется при износе от 0.6 до 0.8% износа. Если же этого не сделать, то цепь начинает изнашивать зубья на задних звездах, потом на передних и в конце на роликах заднего переключателя. Проверить износ цепи вы можете БЕСПЛАТНО, в ходе диагностики в нашей веломастерской. Либо же, купить измеритель износа цепи.
- Кассета – набор звезд, одевающихся на барабан задней втулки колеса. Трещотка – также набор звезд, но они имеют встроенный механизм зацепа и накручиваются на втулку, устанавливаются на бюджетные велосипеды. Замена задних звезд осуществляется в том случае, если после замены цепи у Вас появляются “прострелы” под нагрузкой. Если Вы хотите продлить жизнь вашей кассете или трещотке, то в процессе езды, старайтесь пользоваться всеми звездочками сзади и следить за тем чтобы не было перекоса цепи, таким образом, Ваши звезды проживут дольше.
- Система шатунов – достаточно редко передние звезды подвергаются износу, обусловлено это тем, что они имеют гораздо больше зубьев, чем задние, соответственно нагрузка и износ распределяется равномернее. Также советуем пользоваться всеми звездами спереди.
- Ролики заднего переключателя – самый запущенный случай износа трансмиссии, определить изношен ролик или нет достаточно просто, изношенный ролик – ”лысый”, т.е. вообще не имеет зубьев. Такие ролики не способны правильно направлять цепь по звездочкам, по этому передачи будут перескакивать с одной на другую.
- Тросики и рубашки – обычно, производители велосипедов среднего и низкого ценового сегмента, с завода устанавливают обыкновенные стальные тросики, которые подвержены коррозии, например если велосипед хранится на балконе. Если тросик заржавел, то его нужно заменить, вместе с участком рубашки на трос с оцинкованным покрытием, он выдержит все климатические условия.
Как правильно осуществить подбор цепи и кассеты?
Всё зависит от того, какое количество скоростей у Вас на велосипеде, т.к. абсолютно все цепи отличаются по толщине звеньев и не все они взаимозаменяемые. Например, цепь с 6-ти скоростной трансмиссии невозможно поставить на 8-ми скоростную, потому что расстояние между задними звездочками отличается, и цепь будет закусывать, либо она просто не оденется на звезду, а вот наоборот поставить можно, и работать будет даже лучше.
Кассета и трещотка подбирается таким же образом – по количеству скоростей, можно посчитать на старых звездах, либо посмотреть на правом переключателе на руле.
Где купить трансмиссию для велосипеда?
Широкий выбор разных элементов трансмиссии от популярных и надёжных производителей доступен в магазинах Велобуча и на этом сайте. Мы всегда рады помочь Вам с выбором и проконсультировать. Также у нас есть собственная веломастерская, в которой Вам быстро установят необходимую деталь.